Чтобы понять, о чем речь, представьте на секундочку, что вы разбираетесь в винах. Нет, не просто разбираетесь — вы посвятили этому много лет, следите за новинками, знаете историю известных сортов и большинство виноделов. Да что там — вы сами не раз делали вина. Когда речь заходит о винах, вы имеете полное право сказать: «Ребята, я в этом шарю».
А теперь представьте, что каждое новое вино вызывает общественный ажиотаж, а в комментариях пишут: «это ужасное вино», «это вино столько не стоит», «вино должно быть вкусным, а это что?», «вино должно быть оригинальным». Мнение о вине есть у каждого.
А что бы вы подумали, если бы никто из комментаторов не пробовал новое вино, а все просто смотрели на фото бутылки и писали свое мнение? Вино создано, чтобы его пить — попробуйте его в деле, прежде чем обсуждать! Но все смотрят на бутылку и рассуждают: «Хм, это вино горчит». Похоже, все сошли с ума.
Но именно это происходит с логотипами. Вот у какой-то фирмы появился лого:
Все смотрят и комментируют: «Я такое в пеинте за минуту нарисую!», «отдали $35 за эту соплю», «логотип должен быть узнаваемым, оригинальным, а это что?!».
Откроем секрет: это первый и последний раз, когда вы смотрите на лого на белом фоне в упор. Называется это «логотип в вакууме». Всю оставшуюся жизнь вы будете видеть этот лого так:
Обратите внимание, сколько места занимает логотип:
Красным отмечено место, где нет логотипа. Например, логотип на сайте обычно занимает площадь меньше процента:
Все остальное — это фирменные цвета, шрифты, формы, паттерны и правила. Это называется «фирменный стиль» или «айдентика». Полезное действие логотипа — узнаваемость фирмы и впечатление, которое она производит. Стиль влияет на это больше, чем знак.
Вы без труда узнаете колу по цветам и силуэту, хотя логотипа не видно:
В жизни вы будете видеть лого в маленьком формате, на ходу, издалека, мимолетом. Гораздо чаще будут заметны фирменные сочетания цветов. Зачем тогда вообще смотреть на логотип в упор и пытаться делать какие-то выводы? Смотрите, как его планируют использовать! Короче:
Обсуждать успешность логотипа на белом фоне, это как обсуждать вкус вина в закрытой бутылке.
Ни один логотип не создается, чтобы потом висеть в вакууме — его ставят на сайт, наносят на одежду, печатают на визитках. Там и надо на него смотреть.
Если дизайнер показывает вам логотип в вакууме — бегите. Если дизайнер не спросил, где именно вы будете использоваться логотип — бегите. Сотня вариантов лого на белом фоне — деньги на ветер.
Любой логотип можно использовать талантливо и бездарно. В логотипе Nike нет какой-то невероятной силы — просто компания хорошо делает свое дело и много инвестирует в дизайн и рекламу. Поэтому «свуш» стал таким узнаваемым и стильным. Мы начнем узнавать и русалку с раздвинутыми… хвостами, если показывать ее на каждом углу.
В «логотипе в вакууме» можно разве что обсудить качество графики, но это очень сложный и субъективный вопрос. Этим могут заняться дизайнеры по долгу службы, но поиск золотого сечения в логотипе Эппл никак не приближает нас к пониманию успешности фирмы.
Если вы далеки от дизайна, не стоит бросаться в рассуждения о композиции, узнаваемости или красоте. Как не стоит рассуждать о нативности чужого кода на С++, если в жизни вы не написали ни строчки.
Как стоит реагировать на логотип
1. Нужно смотреть, как планируется использовать логотип. Если информации нет, обсуждать «логотип в вакууме» бессмысленно.
2. Нет, не стоит смотреть на логотип на белом фоне и рассуждать о пропорциях и золотом сечении. Даже если другие лайкают.
3. Если есть фото логотипа «в жизни», полезно сказать, какое впечатление производит на вас дизайн в целом: выглядит привлекательно, отталкивающе, дорого или дешево.
4. Нет, не нужно писать «этот логотип не узнаваемый» — никто не умеет мерить узнаваемость на глаз. Кроме того, она будет зависеть от рекламного бюджета.
Чтобы логотип не повис в “вакууме”, разработкой логотипа должны заниматься профессиональные агентства. Обращайтесь в ДаВинчи за созданием уникального логотипа для вашей компании, адаптированного под “земные” условия.